По многочисленным просьбам родителей мы начали выпускать статьи в виде "Памяток" с полезными советами. Сегодня поговорим о гиперактивности у детей. Эту тему обсуждают каждый сентябрь, когда дети начинают проявлять эти качества в школе и детском саду.

Так что же такое гиперактивность? 

Гиперактивность — состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость превышают условную норму, не соответствуют ситуации и приводят к снижению продуктивности как моторной, так и умственной деятельности. Под гиперактивностью понимается не просто повышенная двигательная активность, но и импульсивность и недостаточность механизмов волевого контроля. Нередко гиперактивность сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ может возникнуть как у ребёнка, так и у взрослых, независимо от возраста.

Как гиперактивность влияет на обучение детей? 

Гиперактивность, в частности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), может существенно затруднять процесс обучения детей. Некоторые проблемы, с которыми сталкиваются гиперактивные дети:

  • Трудности с сосредоточением на учебном материале. Внимание легко отвлекается на внешние раздражители, что приводит к снижению усвояемости информации.
  • Повышенная двигательная активность. Проявляется в виде беспокойства, ерзания, частых перерывов во время занятий.
  • Импульсивность. Приводит к необдуманным поступкам, нарушениям дисциплины и трудностям при следовании инструкциям.
  • Проблемы с планированием действий, расстановкой приоритетов и организацией учебного материала.
  • Быстрая утомляемость и перегрузка. Постоянные усилия, чтобы «держать себя в руках», приводят к умственному истощению.

Для уменьшения негативных последствий гиперактивности нужен индивидуальный подход и тесное сотрудничество педагога с родителями. Чтобы дети с СДВГ могли успешно учиться, важно создать структурированную и предсказуемую среду. Длинные и сложные задания стоит разбивать на более мелкие шаги, использовать визуальные материалы и поощрять ребенка за старания и достижения. В нашем центре программа разрабатывается с участием невролога, психотерапевта, психолога, логопеда и инструктора ЛФК.

Несколько рекомендаций, как родители могут помочь гиперактивному ребёнку в обучении:

  • Использовать позитивное подкрепление. Хвалить за конкретные действия, а не за общий результат. Использовать поощрения (словесные, наклейки, бонусы за выполненные задачи). Создавать систему мотивации, например, доску достижений. Фокусироваться на успехах, а не на ошибках.
  • Разделять задачи на части. Гиперактивным детям сложно удерживать внимание на длительных или сложных заданиях. Разделение задач на маленькие этапы помогает избежать переутомления и снижает тревожность.
  • Создать структурированную среду. Организовать пространство для учёбы и игр, использовать чёткий распорядок дня, ограничить отвлекающие факторы (телевизор, громкие звуки). Заранее предупреждать о предстоящих событиях.
  • Чередовать учебные занятия с физическими упражнениями. Позволять ходить или жестикулировать во время учёбы, если это помогает сосредоточиться. Физическая активность позволяет воспитывать дисциплину и уменьшает количество вспышек гиперактивного поведения.
  • Учить самоконтролю. Этому можно научиться через игры и упражнения. Например, игра «Красный – зелёный»: на слово «красный» ребёнок замирает, на «зелёный» — продолжает двигаться.
  • Создать «уголок спокойствия». Если ребёнок перевозбуждён, то ему трудно самостоятельно успокоиться. Специально организованное место поможет ему быстрее прийти в равновесие.
  • Поддерживать самооценку. Нужно показывать, что ребёнок ценен и любим независимо от его успехов. Замечать и хвалить даже за небольшие достижения, не сравнивать с другими, отмечать уникальные способности.